Перед тем как начать, хочу расставить приоритеты. 1 автобус вмещает людей в десятки раз больше, чем один автомобиль. Если мы говорим об удобном городе, общественный транспорт в нём должен передвигаться быстрее личных транспортных средств. Для этого необходимо выделять отдельные полосы, развивать легкорельсный транспорт, закупать низкопольные автобусы и троллейбусы, поощрять безналичный вид оплаты проезда и т.д. Но сегодня пойдет речь о таком элементе дороги как заездной «карман» на автобусных остановках, который тоже влияет на скорость.
Ни для кого не секрет, что возможностью уступить дорогу автомобилистам пользуется небольшое количество перевозчиков. Тому есть две основные причины:
1. На заезд и выезд тратится много времени. В плотном потоке, в час-пик, карманы, как правило, не используются. Пункт 18.3 ПДД водители соблюдают неохотно. Также людям приходится подниматься в салон с проезжей части, что тоже занимает определенное время, в таких случаях бесполезен даже низкопольный автобус.
2. Карманы привлекают автомобилистов, таксистов. Чтобы карман перестал работать, достаточно одного припаркованного автомобиля.
В городе на дорогах с двумя и более полосами в одном направлении такие уширения не уместны. Нет ничего страшного в том, чтобы притормозить и перестроиться в другую полосу. Тем более не каждый остановочный пункт может позволить себе полноценный карман по ГОСТ. В городе и без этого очень рваный ритм движения: перекрестки, заторы, пешеходные переходы, повороты под 90°. Такие карманы полностью обоснованы на загородных трассах: скорость там больше, а возможность быстро затормозить меньше.
Кстати, отсутствие карманов — еще один шаг к безбарьерной среде в городе. Наличие карманов не только делает посадку и высадку неудобной и медленной, но ещё и значительно сужает тротуар.
Когда ширина проезжей части позволяет парковать автомобили вдоль тротуара, создавая при этом помехи общественному транспорту, в Европе делают так называемые обратные карманы или остановочные выступы (Bus bulbs).
Остановка в Париже:
Нашим чиновникам не обязательно перенимать опыт за границей. В Липецке уже есть свой обратный карман на остановке «Быханов сад»:
Он не со всем предназначен для парковки, но выглядит точно так же, как в Европе 🙂