http://most.tv/most_projects/belaya-studiya/50269.html
По словам губернатора, осенью 2015 начнется строительство первой очереди монорельсовой дороги. Липецкие транспортники молчат, Департамент транспорта тоже, региональные СМИ пассивны, а публичные слушания готовятся стать обычной формальностью. Стоимость в 6 млрд. рублей означает, что в городе потихоньку будут отваливаться сначала троллейбус, потом трамвай.
В мире монорельс в основном применяется для перевозки пассажиров в авиационных хабах, тематических парках и на всеразличных выставках, где расходы на него покрываются за счёт прибыли от основной деятельности. Городских же монорельсовых систем немного — около 20, причем удачные из них не все.
01. Одна из таких систем существовала в Сиднее почти 25 лет и впоследствии была демонтирована из-за нерентабельности.
02. К двухсотлетию Сиднея (1988г.) должен был завершиться крупнейший в Австралии проект по реконструкции гавани Дарлинг.
Гавань до реконструкции
03. Гавань сейчас
Стояла задача транспортной доступности новой-старой гавани. Правительством штата были поставлены следующие задачи:
1. Удобная и безопасная перевозка пассажиров.
2. Транспорт должен вписываться в городской пейзаж.
3. Должен входить в общую систему городского общественного транспорта.
4. Должен быть экономически эффективным. Доходы должны покрывать эксплуатационные расходы.
5. Должен выдерживать большой пассажиропоток в часы пик.
В 1985 году правительству были представлены два проекта: система лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) и монорельс компании ТНТ Харборлинк. Благодаря умелым лоббистам, а также жёстким срокам выполнения работ (система должна была быть построена к 1 января 1988г.) выбор пал на монорельсовую систему. Кроме того, у компании TCJV, проталкивающей ЛРТ, были финансовые проблемы, в то время как ТНТ обещала поделиться с городом частью доходов от перевозок и рекламы.
Новая транспортная система фактически была выбрана без публичных слушаний и учёта мнений некоторых оппозиционных партий. Всё это вызвало общественный резонанс, который начал подогреваться в СМИ. Город разделился на два лагеря.
04. Заголовки провластной прессы: «Покончив с Монорельсом, вы покончите с 30 тыс. рабочих мест! Монорельсу быть!»,
«Оставьте Монорельс там, где люди будут пользоваться им! Монорельсу быть!»
05. Самыми активными в протестах оказались Национальный фонд и движение «Горожане Сиднея против монорельсовой дороги» (SCAMP). Основная часть протестов пришлась на 1986 год. Были проведены несколько антимонорельсовых маршей.
06. Высказывались мнения о том, что монорельс — негородской вид транспорта и он испортит визуальное восприятие города. Одним из слоганов был: «Великий Сидней — не Диснейленд. Остановим Монорельс!»
SCAMP вместе с Коалицией общественного транспорта Сиднея выпустили брошюру, в которой был составлен список недостатков монорельса, сюда входили:
— малая вместимость для пиковых часов;
— несвязанность с общей системой пассажирского транспорта;
— стимуляция перемещений в городе на автомобиле и др.
Они утверждали, что ЛРТ вписался бы в существующую систему и уменьшил бы количество автомобилей в центральном деловом районе Сиднея.
07. Листовка SCAMP.
Не смотря на протесты, открытие монорельса состоялось 21 июля 1988г. Его строительство длилось 26 месяцев.
08. На линии длиной 3,6 км располагалось 8 станций.
09. Монорельс, рассчитанный на пассажиропоток 12 млн. чел./год, перевозил по факту 4 млн. Особой популярностью пользовался у туристов.
Спустя 10 лет ТНТ Харборлинк из-за нерентабельности продала монорельс другим компаниям, в том числе Veolia Transport (51%). В одном из интервью Генеральный директор ТНТ сказал следующее: «Интересный эксперимент, не более. Монорельсовые дороги…они для развлечения».
10. За время существования монорельсовой дороги известно, по крайней мере, о двух серьезных инцидентах. В феврале 2010г. на станции Дарлинг Парк столкнулись два поезда, в результате были госпитализированы четыре человека.
11. В сентябре 2012г. повреждение силового кабеля привело к остановке всех поездов на линии. Для вызволения людей из вагонов потребовались автовышки. Спасательную операцию можно глянуть здесь.
В 2012 году во избежание сложных переговоров с владельцами монорельса, правительство Нового Южного Уэльса выкупило его для последующего закрытия и демонтажа. Дорогостоящее содержание и планируемая модернизация монорельса оказались не по карману крупнейшему городу Австралии.
12. Через год 30 июня 2013 монорельс отправился в свою последнюю поездку. В июле уже начались работы по демонтажу.
13. Несколько вагонов были сохранены для сиднейского музея Пауэрхаус, другие распроданы и использованы в виде конференц-залов в офисе австралийского отделения Google.
14. Монорельс Сиднея проработал 25 лет (без одного месяца).
«Это хорошая новость для Сиднея — это добавит уверенности бизнесу, желающему вложить деньги в гавань Дарлинг и позволит эффективнее развивать сеть ЛРТ» — заявил Глава правительства штата Барри О’Фаррелл.
Источники:
Monorail Interpretation Strategy
en.wikipedia.org/wiki/Sydney_Monorail